Зарезервировано: Опыт работы  по теме: «Развитие физических качеств учащихся в урочной и внеурочной деятельности через спортивную игру «Волейбол»»
учителя физической культуры Мангушской ООШ І-ІІІ ст. № 2 Першотравневого районного совета Донецкой области
Манжулы Михаила Владимировича
j0301480
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Школа: Мангушская ООШ І-ІІІ ст. №  2

Ф.И.О.  Манжула Михаил Владимирович

Дата рождения: 13.10.1952

Учебное заведение окончил: Львовский государственный институт физической культуры в 1977 году.

Специальность по диплому: преподаватель физического воспитания

Стаж работы: педагогический 30 лет.

 

 

Актуальность и перспективность опыта.

Человек – высшее творение природы. Но для того чтобы наслаждаться ее сокровищами, он должен отвечать, по крайней мере, одному требованию: быть здоровым.

Физическое воспитание учащихся является неотъемлемой частью всей учебно-воспитательной работы школы и занимает важное место в подготовке учащихся к жизни, к общественно полезному труду. Работа по физическому воспитанию в школе отличается большим многообразием форм, которые требуют от учащихся проявления организованности, самодеятельности, инициативы, что способствует воспитанию организационных навыков, активности, находчивости. Осуществляемое в тесной связи с умственным, нравственным, эстетичным воспитанием и трудовым обучением, физическое воспитание содействует всестороннему развитию школьников.

 У школьников основным видам деятельности становится умственный труд, требующий постоянной концентрации внимания, удержания тела в длительном сидячем положении за столом, необходимых в связи с этим волевых усилий. Это требует достаточно высокого уровня развития силы и выносливости соответствующих групп мышц. Высокий уровень развития координационных способностей – основная база для овладения новыми видами двигательных действий, успешного приспособления у трудовым действиям и бытовым операциям.

В условиях НТП значимость различных координационных способностей постоянно возрастают. Процесс освоения любых двигательных действий идет значительно успешнее, если занимающийся имеет крепкие, выносливые и быстрые мышцы, гибкое тело, высокоразвитые способности управлять собой, своим телом, своими движениями. Наконец, высокий уровень развития физических способностей- важный компонент состояния здоровья.

На данный момент в  нашей школе обучается 435 учащихся

По результатам медицинского осмотра за последние 3 года мы имеем следующие результаты состояния здоровья:

 

2010-2011 уч. год (всего 409 учеников)

Основная группа 267 уч-ся (65,2%)

Подготовительная группа 125 уч-ся (30,5%)

Специальная группа 9 уч-ся (2,2%)

 

2011-2012 уч. год (всего 419 учеников)

Основная группа 294 уч-ся (70,0%)

Подготовительная группа 104 уч-ся (24,7%)

Специальная группа 9 уч-ся (2,14%)

 

2012-2013 уч. Год (всего 419 учеников)

Основная группа 311 уч-ся (73,1%)

Подготовительная группа 93 уч-ся (21,9%)

Специальная группа 10 уч-ся (2,35%)

 

Наибольшее количество заболеваний среди уч-ся по таким заболеваниям (отклонениям):

2010-2011 уч. год

Заболевания глаз 54 уч-ся (13,2%)

Заболевание костно-мышечной системы 74 уч-ся (18,0%)

 

2011-2012 уч. год

Заболевания глаз 46 уч-ся (10,9%)

Заболевание костно-мышечной системы 48 уч-ся (11,4%)

 

2012-2013 уч. год

Заболевания глаз 28 уч-ся ( 6,58%)

Заболевание костно-мышечной системы 20уч-ся (4,7%)

За годы своей педагогической деятельности я понял, что наилучший результат в физическом воспитании получается, когда ты опираешься на успех ученика. Ведь этот успех всегда связан с чувствами радости, с эмоциональным подъемом. У ребят, удачно справившихся с каким – либо полезным делам, появляется уверенность в собственных силах, желание достигать хороших результатов, чтобы опять пережить радость успеха.

Практика работы с детьми показала, что в каждом ребенке есть способности, которые необходимо найти и развивать. Этим я и занимаюсь.

Ведущая педагогическая идея.

 

Моя позиция:

 - поиск активных форм и методов формирования здорового образа жизни учащихся;

- включение каждого ученика в активную двигательную деятельность;

- создание на уроках физической культуры атмосферы сотрудничества, сопереживания взаимной поддержки.

_DSC0046.JPG
_DSC0028.JPG
 

 


           

 

 

 

 

 

 

DSC_0103
_DSC0165
 

 

 

 

 

 


_DSC0056_DSC0051.JPG 

 

 

 

 

 

 

 

Возникновение моего опыта обусловлено следующими причинами:

- ухудшение здоровья детей;

- снижение мотивации к занятиям физической культуры и спортом;

- недостаточная материально- техническая база

В своей практической деятельности я больше внимания уделяю игре в волейбол.

Почему? Достоинства волейбола – в его простоте, эмоциональности и зрелищности. Общедоступность и популярность волейбола делает его могучим средством пропаганды физической культуры и спорта. Однако волейбол предъявляет высокие требования к функциональным возможностям занимающихся. Игра в волейбол включает внезапные и быстрые передвижения, прыжки, падения и другие действия. В связи с этим волейболист должен обладать моментальной реакцией, быстротой передвижения по площадке, большой скоростью сокращения мышц, прыгучестью и другими качествами в определенных сочетаниях. Физическая подготовленность слагается из общей и специальной, между которыми существует тесная связь.  Эта спортивная игра требует от игроков таких качеств как сосредоточенность, сила удара, ловкость, координация и быстрота движений.

Новичок, заинтересовавшись волейболом и познав горечь первых поражений, быстро убеждается в том, что для успешной игры ему не хватает умения высоко прыгать, выносливости, точности удара. Осознав это, он делает правильный вывод с подсказки учителя, и начинает заниматься прыжками, бегом, общеразвивающими упражнениями. Так волейбол открывает доступ к занятиям физкультурой и спортом.

Решая сложнейшую задачу по развитию физических качеств у школьника, учителю нельзя забывать об индивидуальных  особенностях каждого ученика.

Индивидуальные особенности организма (максимальное потребление кислорода, высокая подвижность нервных процессов, быстрота мышления или длина туловища) отражается на процессуальной и результативной стороне деятельности.

Особенности физического развития программируется на генетическом уровне, поэтому дети похожи на родителей. Наследственная программа передается из поколения в поколение. Это необходимо учитывать для реализации дифференцированного подхода к физическому воспитанию школьников.

Особенно надо быть внимательным к учащимся с повышенной массой тела: даже небольшое превышение нормальной массы усложняет обучение некоторым элементам. На эти факторы обращается внимание, как на уроке физической культуры, так и на занятиях в спортивной секции. 

_DSC0075 _DSC0302.jpg
 

 

 

 

 


                                                                 

 

 

 

 

 

Адресность опыта   

Свой опыт я могу предложить как начинающим педагогам, так и опытным специалистам желающим активизировать учащихся к регулярным занятиям физическими упражнениями с целью развития двигательных качеств, укрепления здоровья и вовлечения  спортивной игрой – волейбол.

Волейбол – это доступная игра  для любого возраста, которая укрепляет здоровье, развивает физические качества, воспитывает моральные и волевые качества, имеет высокий, зрелищный эффект. А как приятно будет родителям на отдыхе играть со своими детьми в эту увлекательную спортивную игру.

Мой опыт показывает, что учителю можно применять его с учащимися любого возраста, но лучше всего, на мой взгляд, с 4-5 класса.

Технологии опыта:

В настоящее время важна проблема повышения двигательной активности детей. Её можно успешно решить, применяя различные средства, методы, способы физического воспитания.

Цель моей педагогической деятельности:

Поднять уровень физической подготовленности учащихся через повышение двигательной активности , формирования стойкой мотивации сохранения своего здоровья.

Задачи.

 - укреплять здоровье школьников;

- развивать двигательные способности;

- способствовать физическому развитию детей;

- воспитывать потребность к самостоятельным занятиям физической культурой и спортом

- воспитывать чувство ответственности за свое физическое развитие

- воспитывать чувство коллективизма

- формировать навыки здорового образа жизни.

Урок - основная форма обучения, но кроме этого я использую внеурочные формы. Это тренировки (спортивные секции) на базе школы, школьные соревнования, районные соревнования и различные турниры. На уроках и внеклассных мероприятиях применяю эффективный, на мой взгляд, метод – соревновательно-игровой. Это метод, который исключает принуждение к учению, где идет обучение через игру и соревнование. Он вызывает радость, способствует движению вперед. Использую такие типы уроков – ознакомление с новым  материалом, закрепление, контрольный тип урока, комбинированный, соревнование, сюжетный, круговая тренировка. 

Успех учащихся в овладении техникой игры в волейбол зависит от умелого выбора и применения специальных упражнений, одни из которых направлены на развитие физических способностей, а другие способствуют более быстрому и правильному овладению структурой технического приема.

Например, челночный бег развивает координацию движений и ловкость, бросок теннисного мяча через сетку помогает освоить технику нападающего удара.

Специальные упражнения, если их систематически применять, являются хорошим средством для улучшения физической подготовленности, технической и тактической подготовки учащихся при игре в волейбол.

На своих занятиях использую и современную технику. Удачным средством самоконтроля считаю разбор игры или действий на занятии, снятых на видео камеру. Учащиеся наблюдают за собой со стороны, видят свои ошибки, обсуждают с товарищами свои действия.

Лучшие игроки из каждого класса принимают участие в школьных соревнованиях между классами и команду от класса они формируют самостоятельно. Самые достойные становятся членами сборной команды школы и участвуют  в районных соревнованиях. В этом случае выбор происходит с моим руководством, учитывая умение играть и умение взаимодействовать с другими игроками.

Учебной программой модульная тема «Волейбол» предусмотрена с 5 класса, но используя метод опережающего обучения в освоении волейбола,  обучение начинаю с 4 класса. Этот метод позволяет до 5 класса с успехам осваивать сочетания различных перемещений с передачей мяча сверху и приемам снизу, закрепить способность к чередованию способов перемещений по волейбольной площадке.

Для более успешного и наглядного обучения провожу спаренные уроки между учащимися 4 или 5 класса и учащимися 9 класса, где каждый младший школьник имеет партнера с 9 класса. Это отображаю в специально снятых учебных фильмах на моих уроках. Такие уроки дают большую возможность увлечь детей 4-5 классов этой интересной игрой, ведь они становятся в это время партнерами старших учащихся. Для закрепления навыка  передачи мяча двумя руками сверху использую две дополнительные сетки,  которые натягиваю от лицевых линий, и таким образом  каждый ученик может постоянно работать с партнером через сетку. Передачу мяча через сетку учащиеся выполняют и с перемещением по моему заданию.  Учащиеся также выполняют передачу мяча двумя сверху  в стенку,  изменяя расстояние от нее. Для этого упражнения на стенке нарисованы специальные ориентиры. Такие упражнения позволяют эффективнее усвоить технику выполнения приемов и передач мяча сверху и снизу двумя руками.

Подаче мяча обучаю только верхней прямой. Делаю это таким образом:

4 класс начинает подавать броском с 3-х метров от стенки с одного шага как в «Малышболе» одной рукой сверху, затем по мере овладения подаче с 3-х метровой линии, расстояние до сетки постепенно увеличивается, и достигает лицевой линии.  В 5 классе переходим непосредственно к верхней прямой подаче по всем требованиям. Допустимо для отдельных учащихся, чаще девочек выполнять подачи внутренней частью согнутой кисти (кулачком)

Сначала подачу выполняем с 3-х метровой отметки, а за тем для каждого  ученика индивидуально, если получается и мяч достигает цели, делаем один шаг к лицевой линии и т.д.

По мере освоения техническими приемами, передач и подач начинаем учебную игру по упрощенным правилам. Начинаем играть в «Малышбол» с элементами волейбола. Такие игры для учащихся  4 и 5 классов провожу и в смешенных командах, т.е. 3 игрока с 4 или 5 класса и 3 игрока с 9 класса. Учащиеся 9 класса принимают мяч как положено в волейболе и передают младшим школьникам в 3-ю зону,  4-или 2-ю, а те в свою очередь через сетку. Игру постоянно комментирую, а иногда и останавливаю, чтобы указать учащимся на явные ошибки.

Иногда сам встаю на площадку проигравший очко команды с зоны 3, показываю, как игрок данной зоны должен выйти к мячу и передать его в заданном направлении.

Выставление оценок по контрольным нормативам провожу по мере освоения технических приемов.

Для развития физических качеств (ловкость, сила, быстрота, выносливость, гибкость) применяю методы круговой тренировки с использованием нестандартного оборудования, тренажеров. Для этого разработаны специальные комплексы. На уроках дети выполняют различные прыжковые упражнения со скакалкой, через специальные барьерчики, прыжки в длину с места, выпрыгивания вверх, многоскоки, прыжки в глубину и т.д. Очень часто выполняем упражнения на тренажерах для упражнения мышц брюшного пресса, рук, ног, и т.д.

Для развития быстроты и координации выполняем бег в различных сочетаниях, например: 1- бег, 2- бег спиной вперед, 3- приставным шагом вправо, 4- приставным шагом влево, 5- с вращением вправо, 6 – с вращением влево и т.д.

Результаты успеваемости и соревнований.   

 

 

 

Учебные достижения уч-ся

2009-

2010

2010-2011

2011-2012

2012-2013

2013-2014

1

Результаты годового оценивания

85%

88%

89%

92%

 

 

 

Достижения учеников (призовые места   или  участие в олимпиадах, конкурсах)

 

 

 

 

Участие в олимпиадах, конкурсах

Школьный уровень

Районный уровень

Обласной уровень

Всеукраинский уровень

год

Результат

Ф. И. ученика

год

Результат

Ф.И. ученика

год

Результат

Ф.И. ученика

год

Результат

Ф.И. ученика

1

Ученическая спартакиада

 

 

 

2013 г.

І место

2013

Обласні змагання

«Веселые старты »

 

 

 

 

2012 г.

І место

2011 г.

І место

2010 г.

І место

2009 г.

І место

2

Первенство района по волейболу

 

 

 

2013 г.

І место

 

 

 

 

 

 

2012 г.

І место

 

Волейбол – командная игра, где каждый игрок действует с учетом действий партнера. Это хороший способ воспитания чувства коллективизма, настойчивости, решительности, целеустремленности, внимания и быстроты мышления, способности управлять своими эмоциями. Именно эти качества необходимо  прививать детям, особенно в среднем звене. Труднее всех приходится пятиклассникам, им морально тяжело адаптироваться в новых для них условиях. Благодаря игре в волейбол на уроках, и вне урока они быстрее привыкают к новой роли в школе, находят товарищей из более старших классов, и налаживают отношения среди своих сверстников. Тому подтверждения, когда на больших перерывах учащиеся разного возраста играют в волейбол или отрабатывают передачу или прием мяча, то можно видеть в паре пятиклассника и семиклассника или восьмиклассника и девятиклассника

_DSC0025
2.jpg
 


  

 

 

 

      

Большое внимание уделяю внеклассной работе. Тренирую детей  в спортивных  секциях: «Волейбол – девушки», «Волейбол – юноши».  Так же провожу «Дни здоровья»,  школьные соревнования и первенства по футболу, мини-футболу, волейболу, баскетболу.

1.jpg 1
 


         

 

 

 

 

_DSC0071.jpgМного внимания уделяю улучшению и совершенствованию материальной базы для занятий физической культурой и спортом. Участвуем в областных смотрах – конкурсах на лучшую материальную базу школы для занятий физкультурой и спортом и в 2012-2013 уч. году стали лауреатами такого областного конкурса

 

 

 

 

       

 

1
_DSC0052 _DSC0062.jpg
 

 

 


                                          

 

        

 

         

 

_DSC0076.jpg _DSC0091.jpg
_DSC0081.jpg
_DSC0089.jpg
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


В 2012-2013 уч. году участвовал в районном конкурсе «Виртуальная выставка» по теме популяризации волейбола в школе, по результатам которого был признан победителям.

В школе имеется множество фильмов по обучению учащихся технике игры в волейбол. Очень большое количество фотографий различных спортивных мероприятий и занятий физкультурой и спортом.

Девушки нашей школы являются трехкратными чемпионами района по волейболу, среди школьников в 2011-2012 уч. году. (с этого года начали проводить первенство района) и 2012-2013 уч. году. А в 2012 году наши девочки (учащиеся 8 и 9 классов) стали чемпионами района среди взрослых команд.

Основными категориями в моей работе были и остаются: доброта, справедливость, требовательность.  Помочь каждому ребенку реализоваться, наметить свою высоту, увидеть даже самый маленький успех. Выбрав когда-то этот путь - педагога, я нисколько не жалею. Рядом всегда дети, они тебя ждут, и надеюсь,  уважают и ценят  как учителя, как  человека и как личность.

Литература

1.     Государственный стандарт базового и полного общего среднего образования. Постановление  КМУ от 23 ноября 2011года № 1592

2.     Учебная программа по физической культуре для 5-9 классов. Киев 2012 год.

3.     Программа для общеобразовательных школ 10-11 кл. Киев 2010 год

4.     Теория и методика физического воспитания. Москва «ФИС» 1976 год

5.     Научно – методические журналы «Фізичне виховання в школах України» у школі 

6.     Материалы интернета «Виртуальное методическое объединение учителей физкультуры»