Школа:
Мангушская ООШ І-ІІІ ст. № 2
Ф.И.О. Манжула Михаил Владимирович
Дата рождения:
13.10.1952
Учебное заведение
окончил: Львовский государственный институт физической
культуры в 1977 году.
Специальность по
диплому: преподаватель физического воспитания
Стаж работы:
педагогический 30 лет.
Актуальность
и перспективность опыта.
Человек – высшее
творение природы. Но для того чтобы наслаждаться ее сокровищами, он должен
отвечать, по крайней мере, одному требованию: быть здоровым.
Физическое воспитание
учащихся является неотъемлемой частью всей учебно-воспитательной работы школы и
занимает важное место в подготовке учащихся к жизни, к общественно полезному
труду. Работа по физическому воспитанию в школе отличается большим
многообразием форм, которые требуют от учащихся проявления организованности,
самодеятельности, инициативы, что способствует воспитанию организационных
навыков, активности, находчивости. Осуществляемое в тесной связи с умственным,
нравственным, эстетичным воспитанием и трудовым обучением, физическое
воспитание содействует всестороннему развитию школьников.
У школьников основным видам деятельности
становится умственный труд, требующий постоянной концентрации внимания,
удержания тела в длительном сидячем положении за столом, необходимых в связи с
этим волевых усилий. Это требует достаточно высокого уровня развития силы и
выносливости соответствующих групп мышц. Высокий уровень развития
координационных способностей – основная база для овладения новыми видами
двигательных действий, успешного приспособления у трудовым действиям и бытовым
операциям.
В условиях НТП
значимость различных координационных способностей постоянно возрастают. Процесс
освоения любых двигательных действий идет значительно успешнее, если
занимающийся имеет крепкие, выносливые и быстрые мышцы, гибкое тело,
высокоразвитые способности управлять собой, своим телом, своими движениями.
Наконец, высокий уровень развития физических способностей- важный компонент
состояния здоровья.
На данный момент в нашей школе обучается 435 учащихся
По результатам
медицинского осмотра за последние 3 года мы имеем следующие результаты
состояния здоровья:
2010-2011
уч. год (всего 409 учеников)
Основная
группа 267 уч-ся (65,2%)
Подготовительная
группа 125 уч-ся (30,5%)
Специальная
группа 9 уч-ся (2,2%)
2011-2012
уч. год (всего 419 учеников)
Основная
группа 294 уч-ся (70,0%)
Подготовительная
группа 104 уч-ся (24,7%)
Специальная
группа 9 уч-ся (2,14%)
2012-2013
уч. Год (всего 419 учеников)
Основная
группа 311 уч-ся (73,1%)
Подготовительная
группа 93 уч-ся (21,9%)
Специальная
группа 10 уч-ся (2,35%)
Наибольшее количество заболеваний среди уч-ся по
таким заболеваниям (отклонениям):
2010-2011
уч. год
Заболевания
глаз 54 уч-ся (13,2%)
Заболевание
костно-мышечной системы 74 уч-ся (18,0%)
2011-2012
уч. год
Заболевания
глаз 46 уч-ся (10,9%)
Заболевание
костно-мышечной системы 48 уч-ся (11,4%)
2012-2013
уч. год
Заболевания
глаз 28 уч-ся ( 6,58%)
Заболевание
костно-мышечной системы 20уч-ся (4,7%)
За годы своей
педагогической деятельности я понял, что наилучший результат в физическом
воспитании получается, когда ты опираешься на успех ученика. Ведь этот успех
всегда связан с чувствами радости, с эмоциональным подъемом. У ребят, удачно
справившихся с каким – либо полезным делам, появляется уверенность в
собственных силах, желание достигать хороших результатов, чтобы опять пережить
радость успеха.
Практика работы с
детьми показала, что в каждом ребенке есть способности, которые необходимо найти
и развивать. Этим я и занимаюсь.
Ведущая
педагогическая идея.
Моя
позиция:
- поиск активных форм и методов формирования
здорового образа жизни учащихся;
- включение каждого
ученика в активную двигательную деятельность;
- создание на уроках
физической культуры атмосферы сотрудничества, сопереживания взаимной поддержки.
Возникновение моего
опыта обусловлено следующими причинами:
- ухудшение здоровья
детей;
- снижение мотивации к
занятиям физической культуры и спортом;
- недостаточная
материально- техническая база
В своей практической
деятельности я больше внимания уделяю игре в волейбол.
Почему? Достоинства
волейбола – в его простоте, эмоциональности и зрелищности. Общедоступность и
популярность волейбола делает его могучим средством пропаганды физической
культуры и спорта. Однако волейбол предъявляет высокие требования к
функциональным возможностям занимающихся. Игра в волейбол включает внезапные и
быстрые передвижения, прыжки, падения и другие действия. В связи с этим
волейболист должен обладать моментальной реакцией, быстротой передвижения по
площадке, большой скоростью сокращения мышц, прыгучестью и другими качествами в
определенных сочетаниях. Физическая подготовленность слагается из общей и
специальной, между которыми существует тесная связь. Эта спортивная игра требует от игроков таких
качеств как сосредоточенность, сила удара, ловкость, координация и быстрота
движений.
Новичок,
заинтересовавшись волейболом и познав горечь первых поражений, быстро
убеждается в том, что для успешной игры ему не хватает умения высоко прыгать,
выносливости, точности удара. Осознав это, он делает правильный вывод с
подсказки учителя, и начинает заниматься прыжками, бегом, общеразвивающими
упражнениями. Так волейбол открывает доступ к занятиям физкультурой и спортом.
Решая сложнейшую задачу
по развитию физических качеств у школьника, учителю нельзя забывать об
индивидуальных особенностях каждого
ученика.
Индивидуальные
особенности организма (максимальное потребление кислорода, высокая подвижность
нервных процессов, быстрота мышления или длина туловища) отражается на
процессуальной и результативной стороне деятельности.
Особенности физического
развития программируется на генетическом уровне, поэтому дети похожи на
родителей. Наследственная программа передается из поколения в поколение. Это
необходимо учитывать для реализации дифференцированного подхода к физическому
воспитанию школьников.
Особенно надо быть
внимательным к учащимся с повышенной массой тела: даже небольшое превышение
нормальной массы усложняет обучение некоторым элементам. На эти факторы
обращается внимание, как на уроке физической культуры, так и на занятиях в
спортивной секции.
Адресность
опыта
Свой опыт я могу
предложить как начинающим педагогам, так и опытным специалистам желающим
активизировать учащихся к регулярным занятиям физическими упражнениями с целью развития
двигательных качеств, укрепления здоровья и вовлечения спортивной игрой – волейбол.
Волейбол – это
доступная игра для любого возраста,
которая укрепляет здоровье, развивает физические качества, воспитывает
моральные и волевые качества, имеет высокий, зрелищный эффект. А как приятно
будет родителям на отдыхе играть со своими детьми в эту увлекательную
спортивную игру.
Мой опыт показывает,
что учителю можно применять его с учащимися любого возраста, но лучше всего, на
мой взгляд, с 4-5 класса.
Технологии опыта:
В настоящее время важна
проблема повышения двигательной активности детей. Её можно успешно решить,
применяя различные средства, методы, способы физического воспитания.
Цель моей
педагогической деятельности:
Поднять уровень
физической подготовленности учащихся через повышение двигательной активности ,
формирования стойкой мотивации сохранения своего здоровья.
Задачи.
- укреплять здоровье
школьников;
- развивать
двигательные способности;
- способствовать
физическому развитию детей;
- воспитывать
потребность к самостоятельным занятиям физической культурой и спортом
- воспитывать чувство
ответственности за свое физическое развитие
- воспитывать чувство
коллективизма
- формировать навыки
здорового образа жизни.
Урок - основная форма
обучения, но кроме этого я использую внеурочные формы. Это тренировки
(спортивные секции) на базе школы, школьные соревнования, районные соревнования
и различные турниры. На уроках и внеклассных мероприятиях применяю эффективный,
на мой взгляд, метод – соревновательно-игровой. Это метод, который исключает
принуждение к учению, где идет обучение через игру и соревнование. Он вызывает
радость, способствует движению вперед. Использую такие типы уроков –
ознакомление с новым материалом,
закрепление, контрольный тип урока, комбинированный, соревнование, сюжетный,
круговая тренировка.
Успех учащихся в
овладении техникой игры в волейбол зависит от умелого выбора и применения
специальных упражнений, одни из которых направлены на развитие физических
способностей, а другие способствуют более быстрому и правильному овладению
структурой технического приема.
Например, челночный бег
развивает координацию движений и ловкость, бросок теннисного мяча через сетку
помогает освоить технику нападающего удара.
Специальные упражнения,
если их систематически применять, являются хорошим средством для улучшения
физической подготовленности, технической и тактической подготовки учащихся при
игре в волейбол.
На своих занятиях
использую и современную технику. Удачным средством самоконтроля считаю разбор
игры или действий на занятии, снятых на видео камеру. Учащиеся наблюдают за
собой со стороны, видят свои ошибки, обсуждают с товарищами свои действия.
Лучшие игроки из
каждого класса принимают участие в школьных соревнованиях между классами и
команду от класса они формируют самостоятельно. Самые достойные становятся
членами сборной команды школы и участвуют
в районных соревнованиях. В этом случае выбор происходит с моим
руководством, учитывая умение играть и умение взаимодействовать с другими
игроками.
Учебной программой
модульная тема «Волейбол» предусмотрена с 5 класса, но используя метод
опережающего обучения в освоении волейбола,
обучение начинаю с 4 класса. Этот метод позволяет до 5 класса с успехам
осваивать сочетания различных перемещений с передачей мяча сверху и приемам
снизу, закрепить способность к чередованию способов перемещений по волейбольной
площадке.
Для более успешного и
наглядного обучения провожу спаренные уроки между учащимися 4 или 5 класса и
учащимися 9 класса, где каждый младший школьник имеет партнера с 9 класса. Это
отображаю в специально снятых учебных фильмах на моих уроках. Такие уроки дают
большую возможность увлечь детей 4-5 классов этой интересной игрой, ведь они
становятся в это время партнерами старших учащихся. Для закрепления навыка передачи мяча двумя руками сверху использую
две дополнительные сетки, которые
натягиваю от лицевых линий, и таким образом
каждый ученик может постоянно работать с партнером через сетку. Передачу
мяча через сетку учащиеся выполняют и с перемещением по моему заданию. Учащиеся также выполняют передачу мяча двумя
сверху в стенку, изменяя расстояние от нее. Для этого
упражнения на стенке нарисованы специальные ориентиры. Такие упражнения
позволяют эффективнее усвоить технику выполнения приемов и передач мяча сверху
и снизу двумя руками.
Подаче мяча обучаю
только верхней прямой. Делаю это таким образом:
4 класс начинает
подавать броском с 3-х метров от стенки с одного шага как в «Малышболе» одной
рукой сверху, затем по мере овладения подаче с 3-х метровой линии, расстояние
до сетки постепенно увеличивается, и достигает лицевой линии. В 5 классе переходим непосредственно к
верхней прямой подаче по всем требованиям. Допустимо для отдельных учащихся,
чаще девочек выполнять подачи внутренней частью согнутой кисти (кулачком)
Сначала подачу
выполняем с 3-х метровой отметки, а за тем для каждого ученика индивидуально, если получается и мяч
достигает цели, делаем один шаг к лицевой линии и т.д.
По мере освоения техническими
приемами, передач и подач начинаем учебную игру по упрощенным правилам.
Начинаем играть в «Малышбол» с элементами волейбола. Такие игры для
учащихся 4 и 5 классов провожу и в
смешенных командах, т.е. 3 игрока с 4 или 5 класса и 3 игрока с 9 класса.
Учащиеся 9 класса принимают мяч как положено в волейболе и передают младшим
школьникам в 3-ю зону, 4-или 2-ю, а те в
свою очередь через сетку. Игру постоянно комментирую, а иногда и останавливаю,
чтобы указать учащимся на явные ошибки.
Иногда сам встаю на
площадку проигравший очко команды с зоны 3, показываю, как игрок данной зоны
должен выйти к мячу и передать его в заданном направлении.
Выставление оценок по
контрольным нормативам провожу по мере освоения технических приемов.
Для развития физических
качеств (ловкость, сила, быстрота, выносливость, гибкость) применяю методы
круговой тренировки с использованием нестандартного оборудования, тренажеров.
Для этого разработаны специальные комплексы. На уроках дети выполняют различные
прыжковые упражнения со скакалкой, через специальные барьерчики, прыжки в длину
с места, выпрыгивания вверх, многоскоки, прыжки в глубину и т.д. Очень часто
выполняем упражнения на тренажерах для упражнения мышц брюшного пресса, рук,
ног, и т.д.
Для развития быстроты и
координации выполняем бег в различных сочетаниях, например: 1- бег, 2- бег
спиной вперед, 3- приставным шагом вправо, 4- приставным шагом влево, 5- с
вращением вправо, 6 – с вращением влево и т.д.
Результаты
успеваемости и соревнований.
№ |
Учебные достижения уч-ся |
2009- 2010 |
2010-2011 |
2011-2012 |
2012-2013 |
2013-2014 |
1 |
Результаты
годового оценивания |
85% |
88% |
89% |
92% |
|
Достижения учеников (призовые
места или участие в олимпиадах, конкурсах)
№ |
Участие в олимпиадах, конкурсах |
Школьный уровень |
Районный уровень |
Обласной уровень |
Всеукраинский уровень |
|||||||||
год |
Результат |
Ф. И. ученика |
год |
Результат |
Ф.И. ученика |
год |
Результат |
Ф.И. ученика |
год |
Результат |
Ф.И. ученика |
|||
1 |
Ученическая
спартакиада |
|
|
|
2013 г. |
І место |
2013 |
Обласні
змагання «Веселые
старты » |
|
|
|
|
||
2012 г. |
І место |
|||||||||||||
2011 г. |
І место |
|||||||||||||
2010 г. |
І место |
|||||||||||||
2009 г. |
І место |
|||||||||||||
2 |
Первенство
района по волейболу |
|
|
|
2013 г. |
І место |
|
|
|
|
|
|
||
2012 г. |
І место |
|||||||||||||
Волейбол – командная
игра, где каждый игрок действует с учетом действий партнера. Это хороший способ
воспитания чувства коллективизма, настойчивости, решительности,
целеустремленности, внимания и быстроты мышления, способности управлять своими
эмоциями. Именно эти качества необходимо
прививать детям, особенно в среднем звене. Труднее всех приходится
пятиклассникам, им морально тяжело адаптироваться в новых для них условиях.
Благодаря игре в волейбол на уроках, и вне урока они быстрее привыкают к новой
роли в школе, находят товарищей из более старших классов, и налаживают
отношения среди своих сверстников. Тому подтверждения, когда на больших
перерывах учащиеся разного возраста играют в волейбол или отрабатывают передачу
или прием мяча, то можно видеть в паре пятиклассника и семиклассника или
восьмиклассника и девятиклассника
Большое внимание уделяю
внеклассной работе. Тренирую детей в
спортивных секциях: «Волейбол –
девушки», «Волейбол – юноши». Так же
провожу «Дни здоровья», школьные соревнования
и первенства по футболу, мини-футболу, волейболу, баскетболу.
Много
внимания уделяю улучшению и совершенствованию материальной базы для занятий
физической культурой и спортом. Участвуем в областных смотрах – конкурсах на лучшую
материальную базу школы для занятий физкультурой и спортом и в 2012-2013 уч.
году стали лауреатами такого областного конкурса
В 2012-2013 уч. году
участвовал в районном конкурсе «Виртуальная выставка» по теме популяризации
волейбола в школе, по результатам которого был признан победителям.
В школе имеется
множество фильмов по обучению учащихся технике игры в волейбол. Очень большое
количество фотографий различных спортивных мероприятий и занятий физкультурой и
спортом.
Девушки нашей школы
являются трехкратными чемпионами района по волейболу, среди школьников в
2011-2012 уч. году. (с этого года начали проводить первенство района) и
2012-2013 уч. году. А в 2012 году наши девочки (учащиеся 8 и 9 классов) стали
чемпионами района среди взрослых команд.
Основными
категориями в моей работе были и остаются:
доброта, справедливость, требовательность.
Помочь каждому ребенку реализоваться, наметить свою высоту, увидеть даже
самый маленький успех. Выбрав когда-то этот путь - педагога, я нисколько не
жалею. Рядом всегда дети, они тебя ждут, и надеюсь, уважают и ценят как учителя, как человека и как личность.
Литература
1. Государственный стандарт базового и полного общего среднего образования.
Постановление КМУ от 23 ноября 2011года
№ 1592
2. Учебная программа по физической культуре для 5-9 классов. Киев 2012 год.
3. Программа для общеобразовательных школ 10-11 кл. Киев 2010 год
4. Теория и методика физического воспитания. Москва «ФИС» 1976 год
5. Научно – методические журналы «Фізичне виховання в школах України» у школі
6. Материалы интернета «Виртуальное методическое объединение учителей физкультуры»