Мастер-класс

«Развитие творческих способностей на уроках технологии

 с применением современных технологий

на примере темы

«Изготовление плетёных  изделий из бумажных трубочек»

 

 

 

 

 

                                                                                                                                      Разработала:

 

                                                                                                                                      Учитель трудового обучения

                                                                                                                                      Мангушской ОШ № 2

                                                                                                Титишова Елена Васильевна

 

 

 

 

 

2013

 

Мастер-класс

 

на примере темы «Изготовление плетёных  изделий из бумажных трубочек»

"Творить, пробовать, искать и развиваться"

Форма проведения:

Интегрированное (лекционно-практическое) занятие.

Раздел: «трудовое обучение».

Технологии:

Проектная, интерактивная, формирование творческой личности

Методы:

объяснительно-иллюстративный, частично – поисковый, практический, творческие (когнитивные, креативные), приемы критического мышления

Материал: журналы, газетные трубочки, клей ПВА, шаблоны, текстовые заготовки, заготовки с иллюстрациями.

Наглядные пособия: образцы изделий, проекционный материал: презентация мастер-класса «Развитие творческих способностей на уроках технологии с применением современных технологий на примере темы «Изготовление плетёных  изделий из бумажных трубочек».

Вид организации мастер-класса: демонстрационное занятие.

Средства: ПК, мультимедийный проектор, экран, наглядные пособия.

Оборудование:

Образцы изделий, ножницы, карандаш, клей ПВА, бумажные трубочки.

Цель:

обобщение и распространение опыта в  развитии творческих способностей при изучении вариативного модуля «Изготовление плетёных  изделий » путем прямого и комментированного показа, через практическое выполнение плетёных изделий; 

предоставление педагогам возможности повышения профессионального мастерства и уровня профессиональной компетенции, применив творческие способности при изготовлении плетеных овощей.

 

 

Задачи:

      - познакомить педагогов с технологиями, отдельными формами и методами  работы, используемых в своей    деятельности;

 - предложить практические рекомендации, направленные на повышение эффективности использования информационных технологий в целях формирования основных составляющих познавательной компетентности учащихся;

- приобщить к истокам культуры;

     - способствовать изготовлению плетёных изделий, применяя фантазию и творчество;

- формировать информационную культуру, умение осуществлять обработку информации.

Актуальность  темы:

Мастер-класс не только поможет создавать уникальные, неповторимые и удивительные поделки, освоив  одну из техник плетения, но и реализует развитие творческих способностей, применяя современные методы, приемы и  технологии.

Реализация темы:

данную тему можно реализовывать на занятиях предмета трудовое обучение и технологии в разделах вариативной части:

·                    «Изготовление панно».

·                     «Технология изготовления плетеных цветов».

·                    «Технология изготовления пасхальных корзинок»

·                    «Технология изготовления плетеных ваз»

·                    «Технология изготовления объемной игрушки» и т.д.

·                    Кружковая работа.

Ход занятия:

I.                  Презентация педагогического опыта

 «Найти в ребенке изюминку, зернышко творца, которое нужно взрастить, оберегать и постоянно развивать».

Разминка «Я желаю тебе…» психологический настрой участников занятия.

Озвучивание целей и задач мастер-класса.

Актуальность темы в чём?

 

II.              Представление занятия.

 

·        Что же такое плетение из бумажных трубочек?

Бесплатность материала. Газеты пачками раздают у метро, из засовывают в ваш почтовый ящик, их много скапливается в вашем доме.

Простота. В современной жизни не просто заготавливать лозу для плетения и хранить её. А в наших квартирах это зачастую и невозможно. Газетная лаза не требует много места и её легко заготавливать. И она идеально подходит для того, чтобы научиться плести.

Экологичность. Сейчас уже не используют цинк для печати, а типографскую краску, которая не опасна для здоровья. В настоящее время газеты не сдают на макулатуру, они валяются под ногами, как мусор. А плетение из газет становится своего рода переработкой сырья.

Творчество. Плетение из газет может стать отличным хобби и реализацией вашего творческого потенциала. Плетение снимает стресс, напряжение и усталость, оно расслабляет.

Обустройство вашего дома. Плетёнки из газет создают уют и неповторимый стиль в интерьере. И отлично справляются с хранением вещей. Из газетной лозы можно сплести всё, что вам нужно для дома и интерьера!

Подарки. Плетёнки из газет – отличный подарок! Они и практичны и необычны. Они удивляют и радуют. А у вас под рукой всегда могут быть подарки для родных и знакомых.

 

·         Об истории возникновения. Словесно-иллюстративный рассказ об истории плетения.

Искусство плетения – древнее, как история человечества. С древнейших времён плели в Африке, Азии, Австралии, Южной и Северной Америке, в Европе. Плели из камыша и тростника, бамбука и лиан, бересты и лозы, из корней деревьев и соломы. Плетение является предшественником ткачества. Первые циновки и одежда, сплетённая из трав – прообраз современных тканей. Самыми старыми из найденных плетёных вещей являются египетские и ближневосточные находки: в гробнице Тутанхамона нашли два хорошо сохранившихся плетёных стула. В Древнем Риме широко использовалась мебель и утварь из лозы и корней деревьев. Восставшие гладиаторы Спартака из виноградной лозы делали себе лёгкие и прочные щиты. Технология плетения использовалась для возведения стен жилищ. Наблюдая за тем, как дети плетут венки из трав, закрадывается подозрение, что тяга к плетению у человека заложена в генах. Научиться плести может каждый.

Игровой прием «Эстафета», участникам семинара предложено поочередно высказывать суждения по предложенному вопросу: Техники изготовления плетеных изделий.

Просмотр слайда о технологиях изготовления плетеных изделий.

·         Затем вниманию участников семинара предлагается просмотр слайдов в презентации PowerPoint о плетеных изделиях ручной работы.

 

III.           Имитационная игра.    ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ В НАШУ ТВОРЧЕСКУЮ МАСТЕРСКУЮ.

 

Эпиграф практического занятия - слова китайской пословицы:

 

Скажи мне - я забуду,

Покажи мне – я запомню,

Дай мне сделать это,

И это станет моим навсегда”

·         Материалы для изготовления фруктов.

Метод «Мозгового штурма». Предлагается составить список материалов и инструментов для изготовления плетеных фруктов.

Затем вниманию участников семинара предлагается просмотр  слайдов в презентации PowerPoint о материалах и инструментах для изготовления плетеных фруктов.

·         Вводный инструктаж по правилам работы с ножницами, правилам личной гигиены.

·         Вводный инструктаж по выполнению работы:

Изучите инструкционную карту изготовления плетеных фруктов и выполните указанные действия.

 

IV.           Моделирование                        

"ЧТОБЫ ИМЕТЬ ПРАВО УЧИТЬ, НАДО ПОСТОЯННО УЧИТЬСЯ САМОМУ".

 

·        Самостоятельное выполнение практической работы по инструкционным картам.

·         Текущий индивидуальный инструктаж по выполнению работы.

·        Заключительный инструктаж:

·        Выполните самоконтроль и взаимоконтроль в группах.

·        Уборка рабочих мест.

 

V.              Рефлексия

 

«Двигаться вперед и не останавливаться на достигнутом»

 

Ваше настроение.

·        Составление Сенкана по теме урока.

Фрукты

Желтые, румяные

Висят, спеют, красуются.

     Чудо детям всем полезное -

 Эти плоды!

·        Самоанализ: достижение цели.

·        Выставление оценок мастер - класса.

 

 

 

Инструкционная карта №1.

Фиксируем край газеты на палочкеПоследовательность изготовления бумажных трубочек.

Кончик фиксируем клеем
 

 

 


                                                      Фиксируем край газеты на палочке     

                                                                                                                          Кончик фиксируем клеем

 

 

 

 

                                

 

 

Крутим палочку и газету
Газетных трубочек для плетения надо много
 

 

 

 

 

 


       

 

 

 

 

 

 

                Крутим палочку и газету                                                                                  Газетных трубочек для плетения надо много

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   

 

Инструкционная карта №2.

Спиральное плетение

 

 

 

 

 

 

 

№п/п

Последовательность изготовления

Изображение

1.

Взять три или четыре палочки. Сложить их в виде снежинки.

 

http://im0-tub-ua.yandex.net/i?id=61472883-02-72&n=21

2.

С самой нижней начинаем плести через две трубочки, пропуская одну плетем по спирали.

 

http://ibud.ua/uploads/mce/image/dizain/gazety/41-pletenie-iz-gazet.jpg

3.

Продолжаем плести по спирали, если трубочка заканчивается – вставляем другую.

 

  http://im6-tub-ua.yandex.net/i?id=61469343-62-72&n=21  http://masterica.maxiwebsite.ru/wp-content/uploads/2011/01/172.jpg

4.

Сужаем или расширяем плетение, придавая форму. Концы закрепляем клеем.

http://masterica.maxiwebsite.ru/wp-content/uploads/2011/02/356-150x150.jpg   http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/3/75/153/75153575_large_hlava_3.JPG