Мастер-класс
«Развитие
творческих способностей на уроках технологии
с применением современных технологий
на примере
темы
«Изготовление
плетёных изделий из бумажных трубочек»
Разработала:
Учитель трудового обучения
Мангушской
ОШ № 2
Титишова Елена Васильевна
2013
Мастер-класс
на примере
темы «Изготовление плетёных изделий из
бумажных трубочек»
"Творить, пробовать,
искать и развиваться"
Форма
проведения:
Интегрированное (лекционно-практическое) занятие.
Раздел: «трудовое
обучение».
Проектная,
интерактивная, формирование творческой личности
Методы:
объяснительно-иллюстративный,
частично – поисковый, практический, творческие (когнитивные, креативные),
приемы критического мышления
Материал: журналы,
газетные трубочки, клей ПВА, шаблоны, текстовые заготовки, заготовки с
иллюстрациями.
Наглядные
пособия: образцы изделий,
проекционный материал: презентация мастер-класса «Развитие творческих
способностей на уроках технологии с применением современных технологий на
примере темы «Изготовление плетёных изделий из бумажных трубочек».
Вид
организации мастер-класса:
демонстрационное занятие.
Средства: ПК, мультимедийный проектор, экран,
наглядные пособия.
Оборудование:
Образцы изделий, ножницы, карандаш, клей ПВА, бумажные
трубочки.
Цель:
обобщение и распространение опыта в развитии творческих способностей при изучении
вариативного модуля «Изготовление плетёных изделий » путем прямого и комментированного
показа, через практическое выполнение плетёных изделий;
предоставление
педагогам возможности повышения профессионального мастерства и уровня
профессиональной компетенции, применив творческие способности при изготовлении
плетеных овощей.
Задачи:
-
познакомить педагогов с технологиями, отдельными формами и методами работы, используемых в своей деятельности;
- предложить
практические рекомендации, направленные на повышение эффективности
использования информационных технологий в целях формирования основных
составляющих познавательной компетентности учащихся;
- приобщить к истокам культуры;
- способствовать изготовлению плетёных
изделий, применяя фантазию и творчество;
- формировать информационную культуру, умение
осуществлять обработку информации.
Актуальность
темы:
Мастер-класс не только поможет создавать
уникальные, неповторимые и удивительные поделки, освоив одну из техник плетения, но и реализует
развитие творческих способностей, применяя современные методы, приемы и технологии.
Реализация темы:
данную тему
можно реализовывать на занятиях предмета трудовое обучение и технологии в
разделах вариативной части:
·
«Изготовление
панно».
·
«Технология изготовления
плетеных цветов».
·
«Технология изготовления пасхальных корзинок»
·
«Технология изготовления плетеных ваз»
·
«Технология изготовления объемной игрушки» и
т.д.
·
Кружковая работа.
Ход занятия:
I.
Презентация
педагогического опыта
«Найти в ребенке изюминку, зернышко творца,
которое нужно взрастить, оберегать и постоянно развивать».
Разминка «Я желаю тебе…» психологический настрой участников занятия.
Озвучивание целей и задач мастер-класса.
Актуальность темы в чём?
II.
Представление
занятия.
·
Что же такое
плетение из бумажных трубочек?
Бесплатность
материала. Газеты пачками раздают
у метро, из засовывают в ваш почтовый ящик, их много скапливается в вашем доме.
Простота. В современной жизни не просто заготавливать лозу для
плетения и хранить её. А в наших квартирах это зачастую и невозможно. Газетная
лаза не требует много места и её легко заготавливать. И она идеально подходит
для того, чтобы научиться плести.
Экологичность. Сейчас уже не используют цинк для печати, а
типографскую краску, которая не опасна для здоровья. В настоящее время газеты
не сдают на макулатуру, они валяются под ногами, как мусор. А плетение из газет
становится своего рода переработкой сырья.
Творчество. Плетение из газет может стать отличным хобби и
реализацией вашего творческого потенциала. Плетение снимает стресс, напряжение
и усталость, оно расслабляет.
Обустройство вашего
дома. Плетёнки из газет создают
уют и неповторимый стиль в интерьере. И отлично справляются с хранением вещей.
Из газетной лозы можно сплести всё, что вам нужно для дома и интерьера!
Подарки.
Плетёнки из газет – отличный подарок! Они и практичны и необычны. Они удивляют
и радуют. А у вас под рукой всегда могут быть подарки для родных и знакомых.
·
Об истории возникновения. Словесно-иллюстративный рассказ об истории плетения.
Искусство плетения –
древнее, как история человечества. С древнейших времён плели в Африке, Азии,
Австралии, Южной и Северной Америке, в Европе. Плели из камыша и тростника,
бамбука и лиан, бересты и лозы, из корней деревьев и соломы. Плетение является
предшественником ткачества. Первые циновки и одежда, сплетённая из трав –
прообраз современных тканей. Самыми старыми из найденных плетёных вещей
являются египетские и ближневосточные находки: в гробнице Тутанхамона нашли два
хорошо сохранившихся плетёных стула. В Древнем Риме широко использовалась
мебель и утварь из лозы и корней деревьев. Восставшие гладиаторы Спартака из
виноградной лозы делали себе лёгкие и прочные щиты. Технология плетения
использовалась для возведения стен жилищ. Наблюдая за тем, как дети плетут
венки из трав, закрадывается подозрение, что тяга к плетению у человека
заложена в генах. Научиться плести может каждый.
Игровой прием «Эстафета»,
участникам семинара предложено поочередно высказывать суждения по предложенному
вопросу: Техники изготовления плетеных изделий.
Просмотр
слайда о технологиях изготовления плетеных изделий.
·
Затем вниманию участников
семинара предлагается просмотр слайдов в
презентации PowerPoint о плетеных
изделиях ручной работы.
III.
Имитационная
игра. ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ В НАШУ ТВОРЧЕСКУЮ МАСТЕРСКУЮ.
Эпиграф практического занятия - слова китайской
пословицы:
“Скажи мне - я забуду,
Покажи мне – я запомню,
Дай мне сделать это,
И это станет моим навсегда”
·
Материалы для изготовления фруктов.
Метод
«Мозгового штурма». Предлагается
составить список материалов и инструментов для изготовления плетеных фруктов.
Затем
вниманию участников семинара предлагается просмотр слайдов в презентации PowerPoint о материалах и инструментах для
изготовления плетеных фруктов.
·
Вводный инструктаж по правилам работы с ножницами, правилам личной гигиены.
·
Вводный инструктаж по выполнению работы:
Изучите инструкционную карту изготовления плетеных
фруктов и выполните указанные действия.
IV.
Моделирование
"ЧТОБЫ ИМЕТЬ ПРАВО УЧИТЬ, НАДО ПОСТОЯННО УЧИТЬСЯ
САМОМУ".
·
Самостоятельное
выполнение практической работы по инструкционным картам.
·
Текущий индивидуальный инструктаж по
выполнению работы.
·
Заключительный
инструктаж:
·
Выполните
самоконтроль и взаимоконтроль в группах.
·
Уборка рабочих
мест.
V.
Рефлексия
«Двигаться
вперед и не останавливаться на достигнутом»
Ваше настроение.
·
Составление
Сенкана по теме урока.
Фрукты
Желтые, румяные
Висят, спеют, красуются.
Чудо детям всем полезное -
Эти плоды!
·
Самоанализ: достижение цели.
·
Выставление
оценок мастер - класса.
Инструкционная карта №1.
Последовательность изготовления
бумажных трубочек.
Фиксируем край газеты на палочке
Кончик фиксируем клеем
Крутим
палочку и газету
Газетных трубочек для плетения надо много
Инструкционная карта №2.
Спиральное плетение
№п/п |
Последовательность изготовления |
Изображение |
1. |
Взять три или четыре палочки. Сложить их в виде снежинки. |
|
2. |
С самой нижней начинаем плести через две трубочки, пропуская
одну плетем по спирали. |
|
3. |
Продолжаем плести по спирали, если
трубочка заканчивается – вставляем другую. |
|
4. |
Сужаем или
расширяем плетение, придавая форму. Концы закрепляем клеем. |
|