«Пятачки»
не малыши!»
Деловая игра для педагогического коллектива пятых
классов по выработке единой стратегии на этапе адаптации учащихся
На
этапе адаптации детей в среднем звене школы необходимо учитывать множество
различных факторов, но основополагающими являются, конечно,
не все. Мы выделили следующие параметры:
1. Психологические особенности школьника, проявляющиеся в его познавательной деятельности: соотношение уровня развития когнитивных процессов с педагогическими требованиями (в данной
школе, на данной ступени развития, в
рамках данной программы обучения); индивидуальные
особенности познавательной деятельности; умственная работоспособность и темп
умственной деятельности.
2. Особенности мотивационно-личностной сферы, под
которыми подразумевается сформированность важнейших мотивов учебной деятельности, уровень внутренней конфликтности (личностная тревожность).
3. Особенности системы отношений школьника к миру и к самому себе, восприятие и эмоциональная оценка себя, своих взаимоотношений со сверстниками, членами семьи, с
педагогами; отношение к важнейшим
видам деятельности в школе.
4. Особенности поведения
школьника в ситуациях внутрипланового взаимодействия.
Разрабатывая систему
профилактики школьной дезадаптации, мы
опираемся на эти параметры.
Стоит
отметить, что не только дети испытывают трудности в этот период. По
крайней мере, в тех школах, где принято, что
педагог-предметник ведет класс до выпуска, а потом снова набирает
пятиклассников, педагоги испытывают ряд сложностей.
Им
приходится переключаться на работу с другой, возрастной группой и
подстраиваться к новой системе требований как в вопросах самостоятельности,
темпа деятельности, так и сформированности
когнитивных функций. Говорить о таких сложностях не принято, так
как для «профессионала» не должно существовать подобных проблем,
хотя можно услышать: «Пятачки такие маленькие!»
Для
нас представляется важным предоставить педагогам возможность
говорить о трудностях, обсуждать способы решения. Мы видим ресурс как в том,
что предлагаются варианты решения, так и в том, что учитель видит такие
же проблемы у коллег, воспринимает ситуацию как «нормальную». Разговор об особенностях возраста, обращение к личным воспоминаниям помогают быстрее переключиться
на работу с другой возрастной группой.
Цели
деловой игры:
·
разработка единой педагогической стратегии
поддержки пятиклассников на этапе адаптации в среднем звене,
·
поддержка педагогов в работе с
пятиклассниками на этапе адаптации школьников в среднем звене.
Задачи:
·
помочь педагогам осознать трудности,
возникающие у детей на этапе адаптации;
·
дать педагогам возможность легализовать
собственные профессиональные трудности, специфичные для рассматриваемого
периода, найти ресурс для работы;
·
познакомить педагогов с особенностями конкретного
класса, выделить сильные и слабые стороны данной группы
учащихся;
·
разработать систему профилактики дезадаптации пятиклассников.
Длительность деловой игры - 1 час.
Материалы: 2-3
листа ватмана, фломастеры, мяч или небольшая игрушка. Бумага и карандаши для
работы в группах.
Этапы
работы:
1.
Погружение в тему. Ожидания.(5мин)
Задача - подготовить
педагогов к работе, узнать что они ожидают от деловой
игры.
- Добрый день. Вы все знаете, что мы
сегодня собрались для того, чтобы выработать действия,
которые помогут нашим пятиклассникам быстрее и легче
адаптироваться в средней школе. По тому, как мы сели, вы уже поняли, что консилиум будет проходить в
форме деловой игры, от всех потребуется участие.
- Перед вами лежат стикеры напишите, что вы ожидаете сегодня от нашей деловой игры.
2.
Вводный. Мягкая
игрушка по кругу. (10
мин.).
Задача – актуализировать
личные воспоминания педагогов, связанные с рассматриваемым этапом,
повысить чувствительность к переживаниям и трудностям детей.
Вспомните, пожалуйста, как
вы перешли в пятый класс. Что для вас тогда было самым трудным?
А может быть, наоборот, было какое-то яркое чувство,
которое окрыляло вас, давало надежды?
Если нет личных
воспоминаний, то можно вспомнить переживания близких детей. Какие же они наши пятиклассники?
3. Трудности пятиклассников, педагогов,
родителей. (15 мин.)
Задача: обозначить сложности, с
которыми могут сталкиваться педагоги, дети, родители.
- Сейчас мы с
вами разделимся на три команды, возьмите липкий стикер и займите место в соответствии с попавшейся буквой.
У нас получились три группы: дети, родители и учителя.
- Мы вспомнили,
что переживают дети, поступая в пятый класс.
Но и учителям, и родителям тоже не всегда просто с пятиклассниками.
Я прошу вас выполнить следующее
задание 1 группа – укажите какие трудности испытывают пятиклассники; 2 группа –
какие трудности испытывают учителя, 3
группа- какие трудности испытывают родители.
(Выполнение
работы на компьютерах)
- У нас есть список трудностей, с
которыми сталкиваются учителя, дети, родители. Какими
действиями педагогов можно снизить предполагаемые трудности?
4. Решаем педагогические задачи. (10 мин)
Задача: разрешение
проблем, с которыми могут столкнуться в УВП.
- Я вам сейчас предлагаю
решить одну из проблем, с которой могут столкнуться дети, учителя и родители.
5.
Проблемы решаем вместе.(15 мин.)
Задача: разработка согласованной педагогической стратегии.
- Вам необходимо разработать рекомендации,
советы детям, учителям в разрешении трудностей, как себя вести в адаптационный
период. Все рекомендации вы можете отобразить на листах разными формами:
таблицы, схемы, рисунки, перечень.
6. Рефлексия (5
мин)
-Для того, чтобы
человек чувствовал себя комфортно, ему необходимо общество других людей. Строя
отношения с другими людьми, мы порою забываем, что эти отношения основываются
на таких простых вещах как понимание, помощь, поддержка.. Она нужна всем, независимо от того, сколько лет
человеку, чем он занимается и насколько он уверен в себе.
Просмотр мультфильма
«Весёлый барашек»
7. Обратная связь (5
мин.).
- Скажите,
насколько полезна для учителей эта
работа. Сбылись ли ваши ожидания,
которые вы записывали в начале нашей игры?
Решение
педагогического коллектива по организации работы с пятиклассниками в начале
учебного года
ПРИЛОЖЕНИЕ
1. Организация
учебного процесса:
- не позволять опоздания на
уроки,
- педагог не задерживает
детей после звонка с урока,
-
дети могут находиться в класс только при учителе,
- вносить еду и напитки в класс запрещается,
- все необходимое для
урока должно лежать на парте до начала занятия, лишние предметы —
убирают,
- педагог сообщает учащимся,
что им должно понадобиться на уроке, требует соблюдения порядка на столах,
- в начале урока дети
приветствуют учителя стоя,
- для ответа ученик поднимает руку, выкрики с
места не поддерживаются,
- отвечать учителю можно сидя за партой,
- дежурный по
классу моет доску; сладит за тем, чтобы губка была влажной,
- после урока дежурный подбирает бумажки и
проверяет, нет ли надписей на партах.
2. Требования к детям:
- все
письменные работы выполняются синей ручкой,
- для выделения
материала в письменных, работах используется зеленая ручка или простой
карандаш,
- все рисунки выполняются
только карандашом,
- для письменных работ рекомендуется
сохранять единый орфографический режим,
- учитель знакомит детей
с правилами выделения тем и понятий в тетради;
следит за выполнением требований,
- ввести оценку за
ведение тетради; каждый педагог сообщает
классу, как часто она выставляется по его предмету (раз в неделю, раз в две недели, раз в месяц),
- единая система требований к контрольным работам: обязательно
пишется число и вариант,
- в дневнике должно быть написано расписание, поставлены числа,
записано домашнее задание.
3. Рекомендации педагогам:
- на
уроках чередовать виды деятельности или вводить физкультминутки через
20 минут,
- первые две-три недели,
приветствуя детей, называть свое имя-отчество,
- ограничивать объем
домашнего задания, согласовывать его с другими преподавателями,
- первый месяц повторять свои основные требования на каждом уроке,
- за успех хвалят самого
ребенка,
- при неуспехе
обсуждается ошибка, а не ученик,
- на переменах обращать
внимание на поведение пятиклассников,
останавливать разбушевавшихся.