«Пятачки» не малыши!»

Деловая игра для педагогического коллектива пятых классов по выработке единой стратегии на этапе адаптации учащихся

На этапе адаптации детей в среднем звене школы необходимо учитывать множество различных факторов, но основополагающими являются, конечно, не все. Мы выделили следующие параметры:

1. Психологические особенности школьника, проявля­ющиеся в его познавательной деятельности: соотношение уровня развития когнитивных процессов с педагогическими требованиями (в данной школе, на данной ступени развития, в рамках данной программы обучения); индивидуальные особенности познавательной деятельности; умственная работоспособность и темп умственной деятельности.

2. Особенности мотивационно-личностной сферы, под которыми подразумевается сформированность важнейших мотивов учебной деятельности, уровень внутренней конфликтности (личностная тревожность).

3. Особенности системы отношений школьника к миру и к самому себе, восприятие и эмоциональная оценка себя, своих взаимоотношений со сверстниками, членами семьи, с педагогами; отношение к важнейшим видам деятельности в школе.

4. Особенности поведения школьника в ситуациях внутрипланового взаимодействия.

Разрабатывая систему профилактики школьной дезадаптации, мы опираемся на эти параметры.

Стоит отметить, что не только дети испытывают трудности в этот период. По крайней мере, в тех школах, где принято, что педагог-предметник ведет класс до выпуска, а потом снова набирает пятиклассников, педагоги испытывают ряд сложностей.

Им приходится переключаться на работу с другой, возрастной группой и подстраиваться к новой системе требований как в вопросах самостоятельности, темпа деятельности, так и сформированности когнитивных функций. Говорить о таких сложностях не принято, так как для «профессионала» не должно существовать подобных проблем, хотя можно услышать: «Пятачки такие маленькие!»

Для нас представляется важным предоставить педагогам возможность говорить о трудностях, обсуждать способы решения. Мы видим ресурс как в том, что предлагаются варианты решения, так и в том, что учитель видит такие же проблемы у коллег, воспринимает ситуацию как «нормальную». Разговор об особенностях возраста, обращение к лич­ным воспоминаниям помогают быстрее переключиться на работу с другой возрастной группой.

Цели деловой игры:

·        разработка единой педагогической стратегии поддержки пятиклассников на этапе адаптации в среднем звене,

·        поддержка педагогов в работе с пятиклассниками на этапе адаптации школьников в среднем звене.

Задачи:

·        помочь педагогам осознать трудности, возникающие у детей на этапе адаптации;

·        дать педагогам возможность легализовать собственные профессиональные трудности, специфичные для рассматриваемого периода, найти ресурс для работы;

·        познакомить педагогов с особенностями конкретного класса, выделить сильные и слабые стороны данной группы учащихся;

·        разработать систему профилактики дезадаптации пятиклассников.

Длительность деловой игры - 1 час.

Материалы: 2-3 листа ватмана, фломастеры, мяч или небольшая игрушка. Бумага и карандаши для работы в группах.

Этапы работы:

1. Погружение в тему. Ожидания.(5мин)

Задача - подготовить педагогов к работе, узнать что они ожидают от деловой игры.

- Добрый день. Вы все знаете, что мы сегодня собра­лись для того, чтобы выработать действия, которые помогут нашим пятиклассникам быстрее и легче адап­тироваться в средней школе. По тому, как мы сели,  вы уже поняли, что консилиум будет проходить в форме деловой игры, от всех потребуется участие.

- Перед вами лежат стикеры напишите, что вы ожидаете сегодня от  нашей деловой игры.

2. Вводный. Мягкая игрушка  по кругу. (10 мин.). 

Задача – актуализировать личные воспоминания педагогов, связанные с рассматриваемым этапом, повысить чувствительность к переживаниям и трудностям детей.

Вспомните, пожалуйста, как вы перешли в пятый класс. Что для вас тогда было самым трудным? А может быть, наоборот, было какое-то яркое чувство, которое окрыляло вас, давало надежды?

Если нет личных воспоминаний, то можно вспомнить переживания близких детей. Какие же они наши пятиклассники?

   3. Трудности пятиклассников, педагогов, родителей. (15 мин.)

Задача: обозначить сложности, с которыми могут сталкиваться педагоги, дети, родители.

   - Сейчас мы с вами разделимся на три команды, возьмите липкий стикер и займите место в соответствии с попавшейся буквой. У нас получились три группы: дети, родители и учителя.

  - Мы вспомнили, что переживают дети, поступая в пятый класс.

Но и учителям, и родителям  тоже не всегда просто с пятиклассниками. Я    прошу вас выполнить следующее задание 1 группа – укажите какие трудности испытывают пятиклассники; 2 группа – какие трудности испытывают учителя,   3 группа- какие трудности испытывают родители.

                                  (Выполнение работы на компьютерах)

    - У нас есть список трудностей, с которыми стал­киваются учителя, дети, родители. Какими действиями педагогов можно снизить пред­полагаемые трудности?    

4. Решаем педагогические задачи. (10 мин)

Задача: разрешение проблем, с которыми могут столкнуться  в УВП.

- Я вам сейчас предлагаю решить одну из проблем, с которой могут столкнуться дети, учителя и родители.

5. Проблемы решаем вместе.(15 мин.)

Задача: разработка согласованной педагогической стратегии.

- Вам необходимо разработать рекомендации, советы детям, учителям в разрешении трудностей, как себя вести в адаптационный период. Все рекомендации вы можете отобразить на листах разными формами: таблицы, схемы, рисунки, перечень.

6.  Рефлексия  (5 мин)

-Для того, чтобы человек чувствовал себя комфортно, ему необходимо общество других людей. Строя отношения с другими людьми, мы порою забываем, что эти отношения основываются на таких простых вещах как понимание, помощь, поддержка.. Она  нужна всем, независимо от того, сколько лет человеку, чем он занимается и насколько он уверен в себе.

                         Просмотр мультфильма «Весёлый барашек»

 

7. Обратная связь (5 мин.).

- Скажите, насколько полезна для  учителей эта работа. Сбылись ли ваши ожидания, которые вы записывали в начале нашей игры?

 

 

 

 

 

 

Решение педагогического коллектива по организации работы с пятиклассниками в начале учебного года

ПРИЛОЖЕНИЕ

1. Организация учебного процесса:

- не позволять опоздания на уроки,

- педагог не задерживает детей после звонка с урока,

- дети могут находиться в класс только при учителе,

- вносить еду и напитки в класс запрещается,

- все необходимое для урока должно лежать на парте до начала занятия, лишние предметы — убирают,

- педагог сообщает учащимся, что им должно понадобиться на уроке, требует соблюдения порядка на столах,

- в начале урока дети приветствуют учителя стоя,

- для ответа ученик поднимает руку, выкрики с места не поддерживаются,

- отвечать учителю можно сидя за партой,

- дежурный по классу моет доску; сладит за тем, чтобы губка была влажной,

- после урока дежурный подбирает бумажки и проверяет, нет ли надписей на партах.

2. Требования к детям:

- все письменные работы выполняются синей ручкой,

- для выделения материала в письменных, работах используется зеленая ручка или простой карандаш,

- все рисунки выполняются только карандашом,

- для письменных работ рекомендуется сохранять единый орфографический режим,

- учитель знакомит детей с правилами выделения тем и понятий в тетради; следит за выполнением требований,

- ввести оценку за ведение тетради; каждый педагог сообщает классу, как часто она выставляется по его предмету (раз в неделю, раз в две недели, раз в месяц),

- единая система требований к контрольным работам: обязательно пишется число и вариант,

- в дневнике должно быть написано расписание, поставлены числа, записано домашнее задание.

3. Рекомендации педагогам:

- на уроках чередовать виды деятельности или вводить физкультминутки через 20 минут,

- первые две-три недели, приветствуя детей, называть свое имя-отчество,

- ограничивать объем домашнего задания, согласовывать его с другими преподавателями,

- первый месяц повторять свои основные требования на каждом уроке,

- за успех хвалят самого ребенка,

- при неуспехе обсуждается ошибка, а не ученик,

- на переменах обращать внимание на поведение пятиклассников, останавливать разбушевавшихся.